Cпрос на рекламистов и маркетологов упал на 36%
Август 2020

Сфера маркетинга, рекламы и PR оказалась в числе наиболее пострадавших на рынке труда. Портал HeadHunter сообщил, что в июне количество вакансий в данной профессиональной области упало на 36% относительно февраля. Хуже дела обстояли только в сферах travel (-53%), фитнеса и салонов красоты (-41%), а также искусства, развлечения и массмедиа (-41%)
Если рассматривать всю отрасль, куда входят СМИ, реклама, маркетинг, BTL, PR, дизайн и продюсирование, то здесь вакансий стало меньше на 20%.
Среди профобластей положительную динамику показали госслужба и НКО (+237% к февралю), рабочий персонал (+150%), медицина с фармацевтикой (+12%) и строительство с недвижимостью (+7%).
HeadHunter также замерил уровень — hh.индекс показывает соотношение количества резюме и вакансий. Нормальным уровнем конкуренции считается показатель не выше 6. Это значит, что активных резюме на сайте в шесть раз больше, чем вакансий.
В апреле и мае средний hh.индекс, рассчитанный по всем профобластям и России в целом, повышался до 8 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 17), а в июне он опустился до показателя 6,6 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 12). Заметнее всего конкуренция повышалась в профобластях «Искусство, развлечения, массмедиа» — на 6 пунктов, «Туризм, гостиницы и рестораны» — на 4 пункта, «Административный персонал» — на 3,5 пункта, «Маркетинг, реклама, PR» — на 2,5 пункта, в основном за счет оставшихся без работы специалистов, которые занимались офлайн-мероприятиями.
Тем не менее критического падения количества вакансий, как в кризисы 2008–2009, 2014–2015 гг., не случилось. Когда федеральные и региональные власти начали постепенно снимать карантинные меры, рынок отреагировал постепенным восстановлением количества вакансий, которое продолжается до сих пор. Во многих регионах спрос не только вернулся к прежнему уровню, но и вырос, а Москва и Санкт-Петербург все еще на стадии восстановления.
Другой особенностью коронакризиса стало падение активности соискателей, хотя обычно количество вакансий сокращается на фоне появления большого количества новых резюме и откликов на вакансии. Например, в апреле соискательская активность на сайте снизилась на 38%. Эксперты полагают, что это было связано как с объявлением длинного периода нерабочих дней, так и со страхом перед общей неопределенностью — кризис в целом был очень нестандартным из-за своей необычной причины (эпидемия), прогнозы на будущее были туманными. Видимо, люди предпочли занять выжидательную позицию и боялись менять работу. После снятия карантинных ограничений активность соискателей восстановилась.
Июльский опрос работодателей показал, что большинство (76%) тех, кто переводил сотрудников на удаленку, начали возвращать их в офисы. При этом 44% еще не завершили процесс, 32% завершили, 13% утверждают, что не начали, но планируют, и 9% ответили, что возврат отложен на неопределенный срок. Не планируют возвращаться в офисы и хотят полностью перейти на удаленный формат работы всего 3% работодателей.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"










Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (277)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (557)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (528)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1092)
- Как питаются российские школьники? (997)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1042)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1179)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1365)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1388)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (240)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1461)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (1974)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1973)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2200)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2416)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2306)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (843)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2357)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2350)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2122)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2346)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1854)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2336)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2298)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (742)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1092)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (81)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2720)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2579)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2966)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2953)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2831)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2043)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2011)
- Как научиться играть в покер (429)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2610)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2528)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2594)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2316)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2796)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4615)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2931)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2246)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (884)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2160)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7340)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2172)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (368)
- Какую рекламу видит покупатель? (2792)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2545)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (408)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2573)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (449)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (408)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (431)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2863)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (440)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (3075)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (410)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7269)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2851)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (480)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1566)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2374)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (412)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2338)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (422)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2312)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (431)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (2121)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1967)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2458)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1951)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (466)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (460)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (443)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (453)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2233)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (637)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2399)