Индекс потребительского доверия рухнул. Везде
Июль 2020

Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
В России уровень потребительского доверия опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.
Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).
«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, — 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).
Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG -бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром „до пандемии“, например, обновлении гардероба и отпусках.
Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (1197)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (1280)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (1338)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1407)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2151)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (3624)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2337)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1661)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (358)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1712)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5141)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1759)
- Какую рекламу видит покупатель? (2284)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2036)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2101)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2411)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2628)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6804)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2415)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1060)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (1979)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1924)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1948)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1800)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1596)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2088)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1524)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (31)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (18)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1822)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (208)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2005)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (5637)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1870)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (90)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1884)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1806)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1861)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2063)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5156)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (1998)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2291)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2246)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2179)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2068)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (116)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2321)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2070)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1837)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (450)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1987)
- Как устроен вебкам-бизнес (311)
- Серебристый олень в 7k казино (107)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (1997)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1907)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3452)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (151)
- Кто продвигает Samsung в России? (1836)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1728)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (676)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (442)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1225)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (379)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (755)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1168)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (270)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (635)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (670)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (403)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (303)
- Как в России покупают продукты? (647)
- Какие семьи показывают в рекламе? (718)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (186)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2489)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (165)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (232)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (704)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3682)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (675)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (660)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (228)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (193)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (676)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (228)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (192)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (613)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (191)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1210)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (182)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (239)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (204)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (590)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (516)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (231)