Рекламная Полиграфия

Калибровка и профилирование. Построение профиля устройства. Корректная цветопроба.

Вкратце о различиях калибровки и профилирования

Так сложилось, что в сознании большинства пользователей калибровка и профилирование представляются одним процессом. Это не так ! Ниже приведены функции калибровки и профилирования:

Калибровка устройств:
Калибровкой называется приведение устройств к стандартизированным параметрам. Для монитора это настройка RGB каналов к примеру на температуру 5000К (с помощью спектрофотометра / колориметра) и гамму 1,8 для Macintosh и порядка 2,2 для ПК систем Windows. Для сканера это настройка на точку черного и точку белого ну и так далее...

Построение профиля устройств (профилирование):
Под профилированием понимается построение таблиц цветового охвата калиброванных устройств и пересчета цветов. Например: построение ICC профилей для сканера при помощи спектрофотометра, таблиц IT8.7 и программы построения профилей. Можно обойтись и без спектрофотометра, но дельта Е реальных и идеальных таблиц IT8.7 может составлять несколько единиц, так что лучше все таки переписать Referense файл, измерив поля таблицы спектрофотометром, а уж потом строить профиль сканера.

Разумеется в данной статье изложена далеко не вся необходимая для этих процессов информация, но после нее Вы будете понимать, о чем идет речь и примерно как все это работает. И не пытайтесь "помочь себе" Adobe Gamma’ми и прочим, не понимая в полной мере того, что Вы делаете. Всё это от лукавого и лишь внесет дополнительную погрешность.

АППАРАТНО-ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА

Для реализации данной авантюры :) Вам потребуется:

  • Спектрофотометр / колориметр на монитор
  • Спектрофотометр полиграфический (кстати например GretagMacbeth Spectroline позволяет измерять значения и на оттисках и на мониторе, что очень удобно, хотя и дорого для небольших дизайн-студий)
  • Набор таблиц Kodak, Agfa, Fuji, Konica IT8.7 (для сканера)
  • Набор таблиц для печатного процесса (можно стандартные, можно самодельные под ваши необходимости - например для профилирования флексомашины)
  • Программа профилирования монитора (обычно в комплекте с мониторным спектрофотометром)
  • Программа профилирования сканера (с проф. сканерами - в комплекте, как и табл. IT8.7 )
  • Программа построения профилей печатного процесса

Из наиболее известных и распространенных программ можно указать следующие Agfa - Color Tune, Heidelberg - Color Open, Color Solution - Color Blind, Gretag - Profile Maker….)
СТОИМОСТЬ ВСЕЙ ЭТОЙ РАДОСТИ МОЖЕТ СОСТАВИТЬ примерно от 4 тыс $.

КАЛИБРОВКА И ПРОФИЛИРОВАНИЕ МОНИТОРА
Берем спектрофотометр/колориметр для монитора, запускаем программу калибровки / профилирования, вешаем спектрофотометр на указанное программой место.

Калибруем : с помощью программы и кнопок управления монитором подбираем значения RGB каналов, соответствующих выбраной в установках программы параметрах (желательно 5000К) и значение "гамма" (2-2.4 PC, 1.8 MAC) Настроив физически регуляторами управления эти значения (после 15-20 минут от запуска монитора) можем приступить к профилированию.

Профилируем: с помощью тех же инструментов запускаем построение профиля монитора (но только после калибровки) - далее программа делает все автоматически ! Надо заметить, что стандартные профили мониторов менее реалистичны. чем построенные для каждого отдельного монитора ! но за неимением всего необходимого можно с уверенностью в не 100% точном воспроизведении цвета подключить к монитору стандартный профиль производителя для данной модели (на безрыбье , как говорится)

Правда так вы внесете погрешность 10-15% в свою систему и все остальные действия будут лишь полумерами !!! Калибровать и профилировать необходимо ВСЕ стадии процесса - иначе в них нет особого смысла :((

В одной студии все мониторы должны быть настроены на одну температуру белого и гамму !!!! Кроме того, компьютер необходимо подключать через ИБП - при перепадах напряжения в сети изменяется и картинка на мониторе - питание должно быть стабильным !

Освещение дизайн студии должно быть примерно 32-64 Лк, на мониторах - козырьки, уличное освещение и лампы накаливания уничтожить :)
GAMMA (ГАММА)

Это значение описывает среднюю яркость экранных цветов. Меньшие значения (до 0.75) делают изображение более темным, большие (до 3.00) - более светлым. Изменение тонопередачи в мониторе нелинейно !

Значение отсчитывается по шкале Кельвина и соответствует температуре, при которой так называемое "абсолютно черное тело" становится белым. Точное значение этого параметра можно выяснить у фирмы-производителя монитора (среднее значение для партии) или при помощи специального устройства - например, такого как цветоанализатор Minolta CRT Color Analyzer CA-100 стоимостью $10.000.

КАЛИБРОВКА И ПРОФИЛИРОВАНИЕ ПЕЧАТНОГО ПРОЦЕССА

Куда более грустная и трудоемкая процедура, чем аналогичная для монитора. Сначала создаем тест объекты, позволяющие оценить физическую возможность построения профиля нашей машины. Если у нас не в порядке механика - нет особого смысла что-либо делать! После того, как проверили механику и узнали наши растискивания и треппинги - строим (или берем стандартную) таблицу охвата и файл со значениями цветов в ячейках.

Выводим пленки без каких либо профилей !!! печатаем таблицы соблюдая растискивания из первой стадии, берем спектрофотометр и меряем координаты цветов каждой ячейки, составляя файл с полученными значениями ("в рукопашную" данный процесс способен свести с ума кого угодно, рекомендую воспользоваться всё тем же Spectrolino), запускаем ПО, строящее профиль по этим двум файлам (идеальным цифровым и полученым) . Написать эти файлы при большой таблице - задача не для слабонервных.

С цветовым составом идеальных значений файлы описаний и файлы с таблицами имеются (стандартные). Для своих личных нестандартных данных придется сначала создать PostScript с необходимыми ячейками, затем описать значения цветов ячеек вручную в текстовом файле, отпечатать оттиск и замерив каждую ячейку спектрофотометром описать уже полученные значения в новом файле (при этом надо сохранить параметры линиатуры, растискивания чистых красок и т.д. и при печати тиражей держать те же самые параметры, что в принципе и является калибровкой печатного процесса)

КАЛИБРОВКА И ПРОФИЛИРОВАНИЕ СКАНЕРА

Калибруются профессиональные сканеры автоматически. Далее берем комплект шкал IT8.7/xxx и сканируем. Затем меряем спектрофотометром эти же шкалы (в ручную, так как дельта Е даже в одной партии может равняться 6, а это катастрофа - не пользуйтесь прилагаемыми производителем значениями - можете сильно не попасть в реальность) и сохраняем в текстовом файле значения цветовых полей. Меряем значения сканированных таблиц, далее программа построения профиля сканера автоматически сравнивает значения ячеек написанного вручную файла и полученных изображений и строит профиль сканера.

КАЛИБРОВКА И ПРОФИЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КАМЕР

К сожалению по данной теме в мире накоплено еще слишком мало статистики, поэтому реальность КиП для цифровых фотокамер пока еще вообще не выяснена и сомнительна. Со временем материал конечно появится, но реальных данных и рецептов на данный момент нет :((

Вывод:
При грамотной калибровке и профилировании вашего оборудования Вы уже на мониторе сможете увидеть свой оттиск с соответствием практически в 100%. При этом если вы используете цветопробу (например МАЧПРИНТ) вам необходимо построить и профиль цветопробного устройства, а при сдаче на вывод цветопробы вам необходимо совершить операцию Profile to Profile преобразовав после завершения работы в пространстве Apple RGB, Adobe RGB, ECI RGB ваш файл сначала в профилированый под печатную машину, а затем в перепрофилированный под устройство цветопробы.

Работать со сканированными или создаваемыми оригиналами лучше всего в системах Aple RGB, Adobe RGB, ECI RGB (но ни в коем случае не в sRGB - цветовой охват меньше стандартного офсета и вы просто потеряете часть цветов). Перекалибровка и перепрофилирование должны выполняться для монитора и сканера примерно раз в 2 месяца.

КОРРЕКТНАЯ ЦВЕТОПРОБА или серпом по молоту :)

С необходимостью получения цветопробных оттисков не спорит уже практически ни один заказчик (велика роль массового сознания ;)). На то есть масса положительных и приносящих пользу и эффект моментов. Например возможность вычитать окончательный текст с выведенного на основе печатных пленок пробного оттиска, проверить правильность наложения объектов, правильность треппинга, иногда даже правильность угла растрирования (для фанатиков-экстримистов, любящих эксперименты). ОДНАКО: всё хорошо и красиво у нас получится далеко не во всех "отраслях народного хозяйства"

А дело обстоит в следующем: если мы тестируем цвета банера (которых в городе повесят 30 штук) - мы можем заказать на плоттере узкую небольшую полоску с нужными цветами - выйдет это не дорого, но эффективно и просто (не забывая о освещении, и может быть о "наблюдателе") . Если мы делаем пробу под офсет - берем профиль печатной машины (процесса) и цветопробного устройства, перепрофилируем файл и всё замечательно, так как офсет уже достаточно стандартизован и есть строгие рамки, в которых необходимо держать технологические параметры.

Но если речь зашла о флексографии - я готов утверждать на основании многих источников литературы и собственного опыта, что реально пробу можно получить только одним способом : ТИРАЖНЫЙ МАТЕРИАЛ+ТИРАЖНАЯ КРАСКА+ТИРАЖНЫЙ СКОТЧ+ТИРАЖНЫЕ АНИЛОКСЫ и на тех же секциях, что будут и на печати тиража. На данный момент наиболее реалистичные данные можно получить с помощью DuPont Cromalin, и то с оговоркой на то, что там используется совершенно иная технология формирования и нанесения красочного слоя, и не мешает заиметь профиль самого ХРОМАЛИНА перед запуском в работу. Если же заказчик желает увидеть реальные цвета - на реальном материале это выйдет ему в копеечку.

Лучше дела обстоят в офсете - добрые печатники всеми правдами и неправдами стараются вытянуть цвета, полученые например на мачпринте (при том что зачастую ни для мачпринта, ни для печатной машины не построены цветовые профили, увеличивающие вероятность попадания всех цветов почти до 100%) Полностью 100% соответствие цветов не возможно, если например охват цветопробного устройства не включает в себя ПОЛНОСТЬЮ охват машины. Даже если он больше, как правило находятся области, в которых часть цветов одного процесса в другом просто отсутствует.

Поэтому если Вы пришли в типографию с дорогой и хорошей цветопробой - это вовсе не означает, что вы получите такой же тираж. Только если Вы корректно перепрофилировали свои файлы и под цветопробу, и под печатную машину, Вы имеете право попытаться помучать печатника. Хотя находятся люди, которые умудряются замучать печатника до того, что тот пытается выгнать цвета по какой нибудь распечатке на ЛОМОНДе (ну да оставим это на совести руководства таких типографий)

Тем не менее для остальных функций (но не цветов) - цветопроба вещь полезная (особенно если есть лишние деньги), а вот делать пробы, не перепрофилируя файл и приставать после этого к типографии с цветами - крайне не рекомендую.

P.S. Это лишь очень "обобщено-упрощенная" информация, показывающая однако, насколько серьезен и трудоемок процесс корректной настройки программного и аппаратного обеспечения. Если Вы не осознаете на 100%, что именно вы делаете, ставя ту или иную галочку в настройках - лучше вообще ничего не трогать. Полумеры иногда бывают губительнее, нежели их полное отсутствие, поэтому нужно очень серьезно относиться к вопросу управления цветом и не заниматься самодеятельностью.

 

просмотров 25386
Другие статьи в рубрике "Советы бывалого"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
7.96