Телелидеры недели
Ноябрь 2008
Первый заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков должен быть очень доволен. Задуманный им масштабный исторический эпос про Смутное время, превратившийся в художественный фильм "1612", стал самым популярным телепроектом прошедшей недели в стране.
Его премьера состоялась на "Первом канале" 4 ноября, в День народного единства - государственный праздник, который страна отмечала в четвертый раз.
В июне 2006 года "Ъ" в "Телелидерах" сообщал о том, что Владислав Сурков выступил инициатором политической идеи, которая должна была в художественной форме донести до граждан страны, что же мы стали праздновать 4 ноября и что это за Смутное время такое. По данным "Ъ", господин Сурков предлагал разным известным режиссерам снять такой фильм, фактически выполнить госзаказ. Некоторые, в том числе, например, Алексей Балабанов, тогда отказались. В итоге "1612" (название фильму дал год апогея Смутного времени в России) снял Владимир Хотиненко, а сценаристом выступил Ариф Алиев. Говорят, что сам Владислав Сурков очень плотно курировал сценарную разработку фильма, сюжет выдержал несколько редакций, прежде чем быть окончательно утвержденным. В качестве подрядчика-производителя была избрана студия "Три Т", разумеется, генеральным продюсером этого эпоса стал Никита Михалков, а "Первый канал" представил в своем эфире телевизионную премьеру картины.
В отличие от прокатной судьбы фильма "1612" его телевизионная премьера оказалась счастливой. Доля этого трехчасового фильма по стране составила 26,5% с рейтингом 11,3%. 4 ноября его смотрело подавляющее количество зрителей, находящихся у телеэкрана. Трудно сказать, насколько в сознании массовой аудитории отложилось, что именно происходило в истории России XVII века, но любовная история на фоне патриотического движения во главе с Мининым и Пожарским против иностранных захватчиков (костюмы, грим, батальные сцены, отрезание языков - все в полном наборе) собрала высокий рейтинг. Ну хоть не зря, значит, Владислав Сурков придавал столь серьезное значение этому творению, отвлекаясь от государственной службы.
Вообще, в этом году День народного единства на телеэкране выглядел совсем иначе, чем три предыдущих года. А они проходили как под копирку. Документальные фильмы о Смутном времени, словно штампованные, НТВ и "Россия" вообще заказывали у одного и того же производителя и показывали их два года подряд. На этот раз обошлись, к счастью, без них. В новостях не было никаких постановочных сцен с возложениями цветов к памятнику Минину и Пожарскому от Дмитрия Медведева или Владимира Путина в окружении непременных суворовцев и нахимовцев (последних три года подряд, видимо, специальным рейсом привозили из Питера в Москву для протокольной съемки). Никаких поездок первых лиц государства в Суздаль или Нижний Новгород, массовых шествий с иконой Казанской Божьей Матери и всенародных акций добрых дел, каковыми пестрел телеэкран в прошлые годы, тоже не было. Прежде 4 ноября под эгидой разных политических партий (как правило, под флагами "Единой России") в городах страны подметались сухие листья, мылись окна, приветствовались роженицы, а также варилась уха на морозе. Казалось бы, потенциал исчерпали. Но одна новая акция все-таки состоялась: прокремлевские молодежные движения на Красной площади зачем-то пытались сшить лоскутное одеяло. Но это особого энтузиазма у федеральных телеканалов не вызвало: странное одеяло показали мельком. Сами участники акции не очень понимали, чем они на Красной площади занимаются. Да и название нового праздника они так толком и не выучили.
"Русский марш" националистов в центре Москвы по традиции на госканалах замолчали, фрагменты были только на НТВ и РЕН ТВ. Удивил Михаил Леонтьев на "Первом канале". Два года назад в фильме "Смутное время" он клеймил позором Бориса Березовского, Михаила Касьянова, Джорджа Сороса и Михаила Ходорковского, проводя параллель со Смутным временем. Князь Василий Шуйский, согласно леонтьевской трактовке, стал попросту "современным Ходорковским". В этот раз специальный выпуск "Однако" тоже был приурочен к Дню народного единства. Впрочем, поздравив зрителей с праздником, Михаил Леонтьев выступил в новом для себя амплуа - промоутера фильма "Адмиралъ" ("Первый канал" активно занимается его рекламой и продвижением). Провести прямую параллель между Смутным временем и адмиралом Колчаком, главным героем фильма, стало бы уж совсем откровенной натяжкой, и это не под силу даже господину Леонтьеву. Но кое-как выкрутились: длинные фрагменты фильма "Адмиралъ" и патриотическую риторику Михаила Леонтьева по поводу отмечаемого в стране праздника худо-бедно свели воедино.
В целом же "Первый канал" 4 ноября выступил ударно, предложив аудитории стройную и точную логику эфира. Весь день на канале шли фильмы, так или иначе погружающие зрителя в различные исторические эпохи, где патриотические мотивы были доминирующими среди остальных сюжетных коллизий. Примечательно, что 4 ноября начиная с раннего утра, когда в эфире шли знаменитые "Офицеры", подавляющее количество зрителей находилось на "Первом". Затем в эфире канала шел "Турецкий гамбит", премьера полнометражного мультфильма "Илья Муромец и Соловей-разбойник", за ним упомянутый "1612", потом премьера телеверсии Никиты Михалкова "12". Закрывала вечер 4 ноября как нельзя более точно попадающая по настроению для финала дня премьера нового фильма Карена Шахназарова "Исчезнувшая империя". Почти все фильмы собрали у телеэкрана около четверти аудитории.
Любопытно, что лидером дня стал мультик про Илью Муромца. Его доля на "Первом" по стране составила более 28%, и это в дневном эфире! Кстати, 3 ноября в прайм-тайм на РЕН ТВ с большим успехом и высокой долей более 9% прошел мультфильм "Алеша Попович и Тугарин Змей" (а в Москве его вообще смотрело почти в три раза больше зрителей, чем в среднем смотрит РЕН ТВ). Оказалось, что историческая тематика в современной анимационной обработке, несмотря на порой спорное идеологическое изложение (в "Алеше Поповиче", например, изрядно досталось татарам), находит у зрителей широкий отклик.
Стоит сказать, что в этот раз не осталось в стороне от Дня народного единства и НТВ. Здесь к празднику тоже готовили историческую премьеру. Ее широко анонсировали. И, как оказалось, не зря. И неважно, что фильм "Александр. Невская битва" рассказывает зрителям о событиях XIII века, то есть случившихся четырьмя веками раньше, чем наступило в России Смутное время. Похоже, и массовой аудитории все равно - что Минин и Пожарский, что Александр Невский. Все они для нее исторические персонажи, и все они против кого-то боролись на благо родины. "Александр. Невская битва", где концептуальным стало слово "битва", поставили на НТВ в самый прайм 4 ноября. Доля по стране оказалась высокой - 17,1% с рейтингом около 8%.
А вот на канале "Россия" голову ломать не стали. Здесь о новом государственном празднике напоминал разве что документальный фильм, показанный в дневном эфире, "Деникин, Ильин, Шмелев. Долгий путь домой" (тут, конечно, тоже не обошлось без Никиты Михалкова). Понятно, что показатели у этого фильма были небольшими - доля всего около 7%. А дальше на канале поставили сплошные повторы, не имеющие абсолютно никакого смыслового отношения к Дню народного единства. Тем не менее типовая лирическая мелодрама "Ворожея" собрала около 18% доли аудитории. Но еще более ударно выступил Владимир Винокур, юбилейный концерт которого (тоже, кстати, повтор) обошел премьеру самого господина Михалкова с нашумевшим фильмом "12".
И хотя показатели первой части "12" были весьма заметными, рейтинг концерта артиста Винокура оказался еще выше: доля 25,4% с рейтингом аж 10,8%. Вот вам и загадочная русская душа. Казалось бы, фильм "12", в который Никита Михалков вложил столь важные, по его мнению, вопросы общечеловеческой морали и всепрощения, куда как важен для российской аудитории. Да еще в праздник народного единства. Согласен ты с посылом режиссера Михалкова или нет - это другой вопрос, но фильм стал событием, он достоин внимания.
А оказалось - не совсем так. Для большинства концерт Владимира Винокура, в какой бы раз его ни показывали, судя по рейтингам, смотреть куда приятнее. Выходит, и так, не затрачивая сил, можно собирать зрителей у телеэкрана в праздник.
Но лидером 4 ноября стал все-таки "Первый": итог за день - 24% аудитории, у "России" - 19%, у НТВ - 14%.
Что касается всей телеверсии фильма "12" Никиты Михалкова, то рейтинговых лавров он все-таки не снискал. Средняя доля по стране 20% с рейтингом 7-8%.И хотя сам выбранный формат в итоге выглядел вполне компактно, собрать у телеэкрана максимальное количество аудитории не получилось. То ли помешала излишняя философия сюжета, то ли то, что фильм стартовал в выходной день, а продолжался в будни.
А в воскресенье, 9 ноября, праздник, пусть и негосударственный, случился у СТС. Здесь почти весь день посвятили запуску новых 40 серий одного из самых популярных комедийных сериалов "Моя прекрасная няня". Чего только не показывали на СТС в воскресенье под эгидой историй "про няню": и шоу, и концерт, и документальный фильм, и старые серии ситкома... И все для того, чтобы привлечь внимание к премьере. Но зрителей интересовали прежде всего новые серии. Первую показали в 17.00, и она собрала максимальную долю, какой на СТС не было уже очень давно. Даже в аудитории старше 18 лет доля премьеры "Моей прекрасной няни" составила по стране около 15%, а в целевой аудитории канала от 6 до 54 лет доля зашкаливала за 23%. Премьеры "Няни" пошли на СТС с 10 ноября, по две серии в интервале с 19.00 до 20.00: повтор, а затем новая. Уже в первый вечер популярный ситком собрал в Москве долю в целевой аудитории выше 25%. И хотя у СТС с НТВ в общем разные зрители, информационной программе "Сегодня" в 19.00 в ближайший месяц есть чего опасаться.
/КоммерсантЪ/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - Новости Видео РекламыОктябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как справиться с предновогодним стрессом? (276)
- Как «Вкусно - и точка» провели «Русские недели»? (408)
- Что важно вспомнить на Рождество? (298)
- Какая связь между Дэвидом Бекхэмом и снеговиком? (350)
- Как отправить сотрудника в командировку? (360)
- Как Disney подготовился к Рождеству? (332)
- Как McDonald’s борется с инфляцией? (334)
- Кто стал новым лицом «VK Видео»? (355)
- Какую рождественскую сказку придумал Amazon? (374)
- Как рекламировать шины в высокий сезон? (409)
- Как METRO отметила Хеллоуин? (373)
Сентябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как «Красный» из M&M’s попал в боевик? (451)
- Как настроить зиму под себя? (553)
- Какие чипсы можно есть в космосе? (445)
- Как «М.Видео-Эльдорадо» подготовилось к «Черной пятнице»? (478)
- Какова цена победы? (403)
- Сколько автомобилей требуется для съемки одного рекламного ролика? (928)
- Как стать похожим на Колина Фаррелла? (393)
- Как «Москвич» продолжил свою рекламную кампанию? (442)
- Кто делает лучшие куриные стрипсы? (507)
- Что Calvin Klein предлагает для осени? (497)
Август 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что предлагает МТС в новой рекламе? (727)
- Кто купит электрический внедорожник Mercedes-Benz? (543)
- Как попасть в блокбастер от Qatar Airways? (712)
- Как не стать бревном? (552)
- Как быстро решить проблему больного горла? (556)
- Как Rostic's продвигает новое меню? (590)
Июль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что запускает инстинкт победителя? (615)
- У какого оператора в Москве лучший домашний интернет? (503)
- Почему Mazda вернула Zoom-Zoom? (555)
- Что требуется для семейных побед? (642)
- Как можно хотеть с «МТС Деньги»? (739)
- Как найти McDonald's во Франции? (693)
- От какой кредитной карты человек захочет петь? (706)
- Почему Google убрал из эфира свою рекламу? (746)
- Что предлагает «СберМобайл»? (929)
Июнь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Кто стал новым амбассадором «Россельхозбанка»? (861)
- Как избежать нарушения конфиденциальности в Интернете? (1169)
- Кому и какая нужна курица? (798)
- Как не проиграть на теннисном корте? (770)
- Поможет ли «Москвичу» новый слоган? (743)
- Как Motorola рекламирует смартфоны Razr 50? (610)
- Как получить отпуск своей мечты? (793)
- Зачем люди играют в футбол? (757)
- Что нового в программе лояльности «X5 Клуба»? (911)
- Как решить любую проблему в путешествии? (689)
- Как чаще путешествовать? (1077)
- Как Lacoste позиционирует свой новый аромат? (1028)
- Как может выглядеть контрреклама? (965)
- Какое место в жизни человека занимают путешествия? (1085)
- Почему «сопротивление бесполезно»? (1080)
- Какие миры дарит Pinterest своим пользователям? (1116)
- Как доброе дело может стать поводом для рекламы? (1094)
- Почему реклама iPad от Apple не понравилась зрителям? (1106)